Региональная общественная организация
Справочные и учебные материалы Учебные и научные материалы Медиаобраз страны: понятие и способы формирования

Медиаобраз страны: понятие и способы формирования

Ксения Полеева
Магистрант 2 курса
Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета направления «Журналистика»

Отношение стран Запада в геополитическом контексте ситуации постхолодной войны сегодня нельзя назвать дружескими. В тех или иных сферах жизнедеятельности (политике, экономике, культуре и др.) происходят столкновения интересов ведущих государств. Практически все важные события находят отражение в СМИ, которые, в свою очередь, способны активно формировать образ происходящего, а иногда и конструировать реальность. Средства массовой информации, а также пресс-службы компаний формируют так называемый медиаобраз того или иного объекта, который складывается из множества элементов и закрепляется в индивидуальном и массовом сознании.

Как отмечают многие исследователи этой темы, феномен медиаобраза изучен недостаточно, несмотря на то, что существует множество научных статей и диссертаций. Например, эту тему исследовали О. В. Корженева, Т.Н. Галинская, М.Г. Шевцова, В.О. Покидова, Л.В. Хочунская, М.Н. Черкасова и др. Л.В. Хочунская пишет, что «теоретическая трудность в формализации этого феномена говорит о его сложном, «текучем» содержании, детерминации от специфики создания и восприятия (автор-адресат)» [12, с. 93]. Существующие исследования посвящены как попыткам раскрытия понятия медиаобраза в целом, так и рассмотрению отдельных видов медиаобраза: страны, личности, компании, события и др.

Ученые дают определения этого феномена, в которых акцентируют внимание на различных его составляющих. Так, исследуя медиаобраз, Я. В. Медведева определяет его как «совокупность ключевых характеристик, свойств и признаков объекта» [8]. Она отмечает и канал передачи — «через средства массовой информации», а также его функцию — влияние на восприятие реальности человеком. М. Н. Черкасова акцентирует внимание на средствах создания медиаобраза: «Медиаобраз — это «продукт медиаиндустрии, в которой задействованы политические, финансово-экономические, социокультурные, психолингвистические средства и способы создания того или иного медийного явления» [13, с. 256].

Исследователь Т. Н. Галинская отмечает, что для полного понимания этого термина необходимо рассматривать его в узком и широком смыслах: «В узком значении «медиаобраз» — это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком значении «медиаобраз» — это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блоггерами, интернет-пользователями и т. д.)» [3, с. 91].

При формировании медиаобраза важно учитывать не только адресата, само сообщение и канал передачи, но и как аудитория (адресант) воспринимает полученную информацию, так как восприятие медиатекста зачастую отличается от того смысла, который был в нем изначально заложен.

Исследователь О. Ф. Русакова отмечает такую функцию медиаобраза, как управление сознанием: «Массовое сознание нередко доверяет медиаобразам больше, чем письменным текстам и устным речам. Кроме того, восприятие медиаобразов не требует от аудитории особого напряжения ума… Это в значительной степени облегчает процесс ментального поглощения медиаобразов и обратной коммуникации в ходе их трансляции» [9, с. 154].

Для любого медиаобраза характерен ряд признаков. Ученые Т.В. Сезонов и В.В. Барабаш выделяют такие признаки, как стереотипность, утрированность, кратковременность, двойственность, эмоциональность [1, с. 208], а также легкость восприятия и тиражируемость [10, с. 8].

Мы попытались обобщить вышеприведённые определения медиаобраза и дать свою трактовку этого термина, которая бы наиболее точно отражала суть нашего исследования. Под медиаобразом мы будем понимать совокупность элементов реальной и медиа- действительностей, как текстовых, так и визуально-аудиальных, отраженных в СМИ, формирующих представления о каком-либо явлении, процессе или человеке в индивидуальном и массивом сознании.

Современные исследователи изучают медиаобраз в различных аспектах. Наиболее популярная проблема, которой ученые стали уделять особое внимание в последние годы — это медиаобраз страны.

Наиболее удачное определение этому термину, на наш взгляд, дала отечественный исследователь Е.Н. Богдан: медиаобраз — это «выраженный в медиапространстве образ страны, созданный средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» [2, с. 8].

Согласно ряду исследований, образ может быть внутренним (в данном случае это представление о своей стране и ее месте в мире) и внешним (представление о стране, которые сложились за пределами культурного национального поля).

На основе изученных нами источников можно выделить несколько элементов его формирования, которые исследователи выделяют при анализе медиаобраза страны.

Образ страны имеет свои структурные элементы. Согласно диссертационной работе К. Б. Джагмадже, исследователи выделяют пять базовых элементов, которые применяются для анализа образа страны на объективном уровне [6, с. 76]:

• образ территории (географический образ) – представления о территориальных границах, о геополитическом положении, о природно-климатических условиях, об экономической привлекательности территории;

• образ истории – представления об исторических событиях, символах и общественно-политических деятелях, придающие смысловую нагрузку всему образу страны;

• образ народа («образ мы») − представления о личностных качествах народа, о традициях, об обычаях, о менталитете, о языке, о политической культуре;

• образ власти – представления о политической системе, о принципах разделения властей, об основных институтах власти;

• образ политического лидера – представления о личностных качествах политика, связанные с одобрением или неодобрением политической деятельности лидера.

Последний элемент – образ политического деятеля – коррелирует с таким параметром формирования медиаобраза, как персонификация. Согласно мнению О.В. Корженевой, «персонификация помогает людям ориентироваться в информационном пространстве и основывается на особенностях восприятия сведений общественным сознанием» [7, 218]. Это становится возможным благодаря тому, что персонифицированные образы более эмоциональны, насыщены, сложны, поэтому лучше запоминаются. Подобное происходит с образом России в средствах массовой информации: он непосредственно связан с личностью Президента РФ Владимиром Путиным.

Еще один параметр — стереотипизация. Стереотипы помогают упростить восприятие образа страны, который формируется в СМИ. Например, о России существуют такие стереотипы: «это небезопасная страна», «в России много пьют», «в России по улицам бродят медведи», «Россия — очень холодная страна» и др.

Отражение системы ценностей — еще один элемент формирования медийного образа страны. То, каких ценностей придерживаются граждане того или иного государства, может сформировать определенное отношение иностранцев к ним и в целом к стране, а также показать, как себя позиционирует в социокультурной среде индивид.

При исследовании медиаобраза страны не менее важна тематика материалов. Так, если название того или иного государства будет встречаться чаще всего в материалах, в которых пишется об убийствах, коррупции, мошенничествах и других преступлениях, у аудитории будет складываться образ этой страны как криминальной и небезопасной. Если журналисты будут часто писать, например, об изобретениях, которые совершаются в этой стране, о техническом развитии, о развитой культуре, которая формировалась многие столетия, о благоприятном общественном климате, то для аудитории такой образ страны будет привлекательным.

Как пишет в своей диссертации Григорян, при формировании медиаобраза страны необходимо учитывать ее природный ресурсный потенциал страны, геополитические параметры, национальное и культурное наследие, экономику, историю государства и его современное политическое устройство и управление, настроения в обществе, формы общественно-политической интеграции граждан, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений, морально-нравственные аспекты развития общества и другие [5, с. 38].

Резюмируя, можно сказать, что медиаобраз страны, как и медиаобраз в целом, – это феномен изучаемый, но не до конца изученный. Главная функция медиаобраза – влияние на массовое сознание. При формировании медиаобраза страны учитываются множество параметров: образ территории, истории, народа, политического лидера, власти, а также тематика материала, стереотипизация, отражение системы ценностей, персонификация образа страны.

Список литературы

1. Барабаш, В. В. Особенности воздействия медиаобраза на аудиторию женских глянцевых журналов / В. В. Барабаш, Т. В. Сезонов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — №8. — С. 207-211.

2. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис. … канд. филол. наук /Богдан Елена Николаевна. — М., 2007. — 224 с.

3. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галинская // Вестник ОГУ. – 2013. – №11 (160). – С. 91-94.

4. Гравер, А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования / А. А. Гравер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – №3. – С. 29-45.

5. Григорян, С. В. Современный медиаобраз России на отечественном телевидении: дис. … канд. филол. наук / Григорян Светлана Валерьевна. – Москва, 2016. – 164 с.

6. Джгамадзе, К. Б. Влияние психологических факторов на формирование образа своей страны в сознании российских граждан: дис. … кандидата полит. наук / Джгамадзе Кристина Бадровна. – Москва, 2017. – 188 с.

7. Корженева, О. В. Медиаобразы в массовой политической коммуникации / О. В. Корженева // Вестник СПбГУ. Язык и литература. — 2013. — №1. — С. 218-226.

8. Медведева, Я. В. Медиаобраз ученого в СМИ Барнаула: ожидания и реальность / Я. В. Медведева. — Режим доступа: http://edu.secna.ru/media/f/konf_molodej_barnaulu_2012/pdf/МедведеваЯВАлтГУ8.pdf

9. Русакова, О. Ф. Медиадискурс как инструмент конструирования политической реальности / О. Ф. Русакова // Масс-медиа и массовые коммуникации: статус научных и учебных дисциплин: сб. научных работ. – Белгород: БелГУ, 2013. – С. 95-99.

10. Сезонов, Т.В. Концептуализация медиаобраза it-girl в российском медиапространстве глянцевых журналов: автореферат дис. … канд. филол. наук / Т.В. Сезонов. — М. 2016. — 23 с.

11. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 с.

12. Хочунская, Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект / Л. В. Хочунская // Вестник РУДН. — Сер. Литературоведение, журналистика. — 2013. — №2. — 91-95.

13. Черкасова, М. Н. Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды) / М. Н. Черкасова // Научные ведомости. – 2010. – № 18 (89). – С. 250-257.